пятница, 12 сентября 2014 г.

Честность и дхарма

#дхарма #йога #честность #тольятти
Недавно один знакомый сказал такую фразу: "Чтобы хорошо жить в нашей стране нужно обманывать и красть". К сожалению, так думает большинство людей. Многие следуют этому правилу, других все-таки что-то удерживает от подобного образа жизни.

Но йога говорит нам о том, что у каждого человека есть собственное предназначение - дхарма - некий личный жизненный путь. Если человек его интуитивно нащупывает и действует в его ритме, то получает максимум наслаждения от жизни и минимум страданий и становится свободным. Идя путем дхармы, человек достигает артхи - максимально возможного достатка согласно своей карме. Так можно ли достигнуть богатства, успеха, влияния в социуме и при этом сохранить честность и правдивость? И возможно ли сохранить эти качества, занимаясь такими по мнению большинства "продажными и лживыми" профессиями, как политик, журналист, юрист, адвокат...? Или может быть эти профессии не достойны честного человека и нужно менять свое предназначение?

Мы не будем размышлять почему на все эти вопросы йога говорит: да, честно идти путем дхармы возможно, занимаясь любым делом. И идти путем дхармы - значит максимально соблюдать принцип доброты и минимально нарушать принцип логики. Мы хотим привести пример, который красноречивее любых других доводов.

Один из величайших политиков и общественных деятелей XX века Махатма Ганди по своей профессии был адвокат. Вот некоторые воспоминания из его книги "Моя жизнь", касающиеся Адвокатуры.

"Я уже говорил,  кажется,  что в своих профессиональных делах я никогда  не прибегал  ко  лжи;  юридическую  же  практику  старался  подчинить интересам общественной деятельности,  за которую не требовал никакого  вознаграждения, кроме  возмещения  своих  собственных расходов,  да и эти расходы мне подчас приходилось возмещать из своего  кармана.  Я  считал,  что,  сказав  это,  я рассказал все,  что было необходимо, о своей юридической практике. Но друзья хотят от меня большего.  Они,  по-видимому,  считают,  что если бы я описал, пусть даже  в  самых  общих чертах, некоторые случаи,  когда я отказывался уклоняться от истины, то это принесло бы пользу юристам.
Будучи студентом,  я  не раз слышал,  что профессия юриста - это профессия лжеца.  Однако это не оказало на меня ни малейшего влияния, поскольку у меня не было намерения с помощью лжи добиваться положения или денег. Мой принцип много раз подвергался испытаниям в Южной Африке. Часто я знал, что  мои  оппоненты  подговаривают  своих  свидетелей  и  что стоит мне лишь посоветовать клиенту или его свидетелю солгать - и мы выиграем  дело.  Но  я всегда противился такому искушению. Помню только один случай, когда, выиграв дело,  я заподозрил,  что клиент обманул меня. В глубине души я всегда желал выиграть  только в том случае,  если дело клиента было правое.  Не припомню, чтобы, определяя свой гонорар, я обусловливал его выигрышем дела. Проигрывал или выигрывал клиент, я ожидал получить не больше и не меньше обычного. Я предупреждал каждого клиента,  что не возьмусь за  неправое  дело  и  не стану запутывать свидетелей. В результате я создал себе такую репутацию, что ко мне не попадало ни одного неправого дела.  Некоторые клиенты поручали мне свои справедливые дела, сомнительные же передавали кому-нибудь другому...


...Однажды,  ведя дело в суде Иоганнесбурга,  я обнаружил, что клиент обманывает меня, давая неверные свидетельские  показания.  Тогда я попросил суд дело прекратить.  Поверенный другой стороны был крайне удивлен;  суду же это  доставило  удовольствие.  Я упрекнул клиента в том,  что он поручил мне вести заведомо ложное дело, хотя
он знал,  что я никогда не берусь за подобные дела.  Когда же я объяснил ему это, он признал свою ошибку. У меня создалось такое впечатление, что он даже не обиделся на меня за то,  что я обратился к суду с просьбой решить дело не в его пользу. Во всяком случае мое поведение при разборе этого дела не имело плохих последствий для моей практики в дальнейшем.  Оно лишь  облегчило  мне работу.  Я  также  видел,  что  моя  приверженность  к  истине  укрепила мою репутацию среди коллег по профессии, и, несмотря на препятствия, связанные с расовыми предрассудками, в ряде случаев я смог даже завоевать их симпатии.
Я никогда не скрывал своего незнания от клиентов или  коллег.  Если  же  я оказывался в тупике,  то советовал клиенту обратиться к другому адвокату или же,  если он  предпочитал  все-таки  иметь  дело  со  мной,  просил  у  него разрешения   обратиться   за   помощью   к   более  опытному  юристу.  Такая откровенность обеспечила мне безграничное доверие и симпатии  клиентов.  Они всегда  соглашались уплатить,  когда требовалась консультация более опытного юриста.  Все  это  сослужило  мне  хорошую  службу   в   моей   общественной деятельности."

Скачать книгу "Махатма Ганди. Моя жизнь" можно на странице Библиотека

Комментариев нет:

Отправить комментарий