воскресенье, 2 февраля 2014 г.

Вишну

В индуизме Вишну - один из главных богов, но в Ведах о нем упоминается крайне редко. В Ригведе говорится, что он - тот, кто в три шага пересек Вселенную. Он - бог Солнца, творящий год с 365 днями. Он пересекает шагами все небо за один день, не отклоняется от пути и не опаздывает. Он всегда древний - его видят с незапамятных времен, и он всегда новый, т.к. восходит каждое утро. Ему присущи образы, связанные с волосами, символизирующие солнечные лучи.



По другой теории Вишну - бог пространства. Он измеритель огромного расстояния. Некоторые ученые считают, что третий шаг Вишну - в высшее небо, в обитель праведников, солнечную обитель душ. Вишну ведет кратчайшим путем в божественный мир света, и совершает этот путь для спасения оказавшегося в беде человека. Вишну не чинит зла, он щедрый и великодушный защитник.

Возвышение Вишну с незначительного положения в Ригведе до важнейшего члена индуистской триады богов началось в Атхарведе. По мере роста значимости Вишну, роль Индры уменьшалась.
По одной из версий "вишну" означает "летатель". Возможно поэтому Вишну часто изображают в облике птицы.
Вишну имеет еще одну особенность. В Ригведе с ним упоминается слово "шипивишта", что означает "изменяющийся фалос", "увеличивающийся и уменьшающийся пенис". Это понятие плодородия, продуктивности, половой жизни. В Ведах описаны обряды плодородия, которые неизменно сопровождаются обращение к Вишну. Вишну связан с Синивали - богиней-охранительницей женских половых функций. Мантры Вишне читаются во время зачатия. В Атхарведе говорится, что Вишну надежный охранитель плода в чреве женщины. Вишну ассоциируется с потомством, зачатием и сохранением мужского семени.
Бог плодородия и плодородности занимал важное место в религии простого народа. Вишну был богом широких народных масс, возможно поэтому он изначально не входил в основной пантеон ведийских богов. Жречество не уделяло должного внимания и игнорировала его из-за сексуального аспекта.

Продолжение следует...

*текст написан по материалам книги Дандекара "От Вед к индуизму"

Комментариев нет:

Отправить комментарий